Ученые: ошибочный диагноз чаще ставят скандальным пациентам
Агрессивное и придирчивое поведение на приеме у врача повышает вероятность ошибочного диагноза до 42 процентов! Так утверждают специалисты Медицинского центра Эразма в Роттердаме .
До этого они провели масштабное исследование, которое на самом деле начиналось как шуточный эксперимент. Однако в какой-то момент медики поняли, что неожиданно для самих себя нащупали “больную мозоль” медицины и вытекающую из этого тактику, которая может значительно повысить шансы выздороветь. А в некоторых случаях и вовсе остаться в живых.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ… УЛЫБАЙСЯ!
Как известно, от правильной диагностики на ранней стадии заболевания зависит успех лечения в целом. Например, если “поймать” рак на первой стадии, то можно рассчитывать на полное выздоровление.
А вероятность того, чтобы диагноз будет поставлен правильно, зависит во многом от… самого пациента. Вернее, он его поведения на приеме у врача.
Исследование голландских ученых показало, что агрессивность, общение в грубой форме, сомнение в компетенции врача и так далее усиливает вероятность того, что диагноз будет поставлен неверно.
Просто на вынесение вердикта врача повлияет эмоциональная обстановка. При этом вероятность ошибки повысится до 42 процентов .
Авторы исследования подчеркнули, что цифры были бы еще больше, если бы эксперимент проходил в формате «лицом к лицу», то есть при личной встрече врача и пациента. Но исследование было основано на анонимном анкетировании.
КАК ИМЕННО ПРОХОДИЛО ИССЛЕДОВАНИЕ
В нем приняли участие 63 врача общей практики. Им разослали анкеты с описанием пациентов с симптомами, которые четко указывали на ряд заболеваний от пневмонии до воспаления поджелудочной железы, вызванной алкоголем.
При этом одно и то же заболевание было представлено в двух версиях. Первая описывала "нейтрального" пациента. А другой человек, с точно таким же заболеванием и идентичными симптомами, был представлен как требовательный, вредный, игнорирующий рекомендации лечащего врача.
Врачам требовалось провести диагностику на основе описаний и - что немаловажно - за очень короткое время (исследователи ограничение времени объяснили тем, что существует ряд заболеваний, при которых постановка диагноза не терпит отлагательств, например, аппендицит или инсульт).
Однако, как оказалось, временное ограничение никоем образом не сказалось на дальнейших результатах теста. Наоборот, только подтвердило предположение. Что поведение пациента играет основополагающую роль при постановке диагноза.
НЕКОТОРЫЕ ВРАЧИ ПРОТИВ
В описании результатов своего исследования, которое было опубликовано в национальном “Британском медицинском журнале” (British Medical Journal), авторы предупреждают медиков, что те должны всегда быть эмоционально абстрагированы при встрече с пациентом, особенно вынося вердикт относительно его состояния.
Исследование уже подверглось критике со стороны самых врачей, мол, причем тут эмоции.
- Но реальность, к сожалению, такова, что трудные пациенты на самом деле вызывают реакции, которые могут стать причиной врачебной ошибки. Хотя бы потому, что врачи тоже люди, - говорит д-р Сильвия Мэмед из Медицинского центра Эразма вРоттердаме, которая возглавляла исследование. – Мы установили что многие врачи были нетерпеливы с частыми посетителями, пациентами с неопределенными жалобами, с теми, кто постоянно прерывает консультации или настойчиво, раз за разом просит провести очередное ненужное обследование.
Кстати, схожее исследование, только проведенное канадскими специалистами, подтвердило теорию того, что вина за постановку ошибочного диагноза во многом лежит на самих пациентах.