Татьяна Семёнова: «Подтверждать свое образовательное портфолио врач будет не у главного врача, а у профессиональной ассоциации»
Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России в интервью «Медицинской газете» рассказала о новом механизме аккредитации и допуске к профессии.
О результатах проекта непрерывного медицинского образования
» …Медицина и фармацевтическая промышленность развиваются невиданными ранее темпами. Диагностические и лечебные методы, клинические протоколы обновляются гораздо быстрее, чем за пятилетний временной срок. Очевидно, что совершенствовать свои знания, навыки, медикам лучше постоянно. Тем более что в лечебных учреждениях обновляется оборудование, внедряются новые методы диагностики и лечения заболеваний. Предположим, освоить какую-то методику можно за неделю или несколько дней. Но это обучение не суммируется и не учитывается при получении сертификата специалиста. Значит, на «сертификационном цикле» врачу предстоит вновь пройти полный курс обучения, порой менее актуальный, чем ранее полученные знания и навыки.
Возникает вопрос: почему повышение квалификации нельзя проводить дробно? Понимая, что действующая ранее модель нерациональна, с декабря 2013 г. в рамках пилотного проекта в соответствии с приказом Минздрава России № 837 от 11 ноября 2013 г. началась реализация модели непрерывного медицинского образования для врачей – терапевтов участковых, педиатров, врачей общей врачебной практики(семейных врачей) – с использованием системы зачетных кредитов. Это позволило отработать инновационные подходы в российском профессиональном образовании и гармонизировать его с международным опытом, сделать шаг к персонифицированности обучения. В проекте приняли участие 16 образовательных и научных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных организаций, более 500 медицинских специалистов.
В 2015 году реализация проекта продолжена во всех образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России, с расширением спектра специальностей участников, увеличением числа привлекаемых общественных и профессиональных организаций.
В результате повышение квалификации можно разбить на отдельные части – модули с их постоянной суммацией в пятилетнем интервале. Врач будет иметь возможность самостоятельно определить свою образовательную траекторию, выбрав разнообразные варианты обучения – от традиционных курсов повышения квалификации до различных инновационных образовательных форм с равномерным распределением нагрузки по годам с общей суммой не менее 250 часов (кредитов) за пять лет. Получить «зачетные» часы можно будет и став участником научно-практических конференций, симпозиумов, которые аккредитованы Координационным советом по непрерывному высшему медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России. Засчитываться будет и время симуляционнных тренингов. Врач сможет пройти стажировку на «рабочем месте», принять участие в мастер-классах. Он вправе освоить какую-то часть дистанционно, используя интерактивные модули. Все эти формы будут суммироваться в качестве образовательных кредитов. Сейчас, например, разрабатывается целый блок модулей по новым клиническим протоколам. Познакомиться с ними можно будет в интерактивном режиме. А это значит, появится другая мотивация к обучению. Легко прогнозировать, что введение образовательных кредитов станет действенным стимулом для участия в съездах, конференциях, симпозиумах, форумах, в том числе и за рубежом».
Об аккредитации в 2016 и 2017 годах
«Аккредитация коснется всех медицинских и фармацевтических работников. Но вхождение в новую систему будет плавным, поэтому в 2016 году аккредитацию пройдут только выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов (первый выпуск по ФГОС). Главное достоинство стандартов третьего поколения в том, что они практикоориентированные, и выпускники после сдачи экзамена смогут работать по выбранной специальности.
С 2017 г. допуск к работе через систему аккредитации будут получать выпускники лечебного и педиатрических факультетов, специалисты медико-профилактического дела. Процедура аккредитации будет строго регламентирована. Она разделена на два вида. Первая – первичная, которая будет проводиться после окончания медицинского вуза. Здесь жесткие требования будут предъявляться к оценочным средствам. Нужно сформировать индивидуальный тест для выпускника. Также аккредитация будет включать в себя использование симуляторов, на которых экзаменуемые должны будут продемонстрировать навыки оказания первой и специализированной медицинской помощи. Дальше нужно будет показать решение клинических задач на примере стандартизованного пациента. Решение об оценке примут три сопредседателя комиссии. Первый является представителем профессионального сообщества, второй – работодателя (государственной или частной клиники), третий – образовательного учреждения. Сопредседатели аккредитационной комиссии пройдут специальную подготовку в Федеральном центре аккредитации, занимающимся методологическим обеспечением подготовки экспертов и созданием контрольно-измерительных материалов, поддержанием их актуальности.
Есть специальности, подготовка по которым проходит в 2-3 клинических центрах, научно-исследовательских или образовательных организациях. Для них создается следующая группа аккредитационных центров. Центры, которым будет вменено продление аккредитации, будут создаваться по окружному принципу. В них экзамен сдадут специалисты, уже ранее имевшие допуск к какой-либо специальности и желающие ее продлить.
Об «образовательном портфолио»
«Уточню, что в 2016 г. врачи, которым подойдет время сдавать экзамен на сертификат, сделают это по старой схеме, и с этого же момента будут включены с систему непрерывного медицинского образования, предусматривающую прохождение аккредитации через 5 лет. Они должны будут формировать «образовательное портфолио», накапливая кредиты. Принципиальное отличие заключается в том, что в процессе этого периода надо будет формировать такое «резюме» с разборами сложных случаев, ошибок, осложнений, фиксацией новых освоенных методик, которое потом при прохождении аккредитации придется подтверждать не у главного врача, как это делается сегодня при защите аттестационной категории, а у профессиональной ассоциации. С соответствующими документами врач обращается в центр аккредитации, в зависимости от выбранной специальности сдает экзамен и получает допуск к профессиональной деятельности.
Я считаю, что подготовка к новому формату последипломного образования идет успешно. А это залог того, что нам удастся сформировать эффективную и развивающуюся систему».
Подробнее: «Медицинская газета»