Татьяна Семенова о задачах предстоящей аккредитации врачей
Министерство здравоохранения РФ заявило о своих задачах: переформатирование функционала медицинских профессий, появление нового профессионального стандарта, а также — переход на обязательное непрерывное образование.
В частности, о задачах и методах аккредитации рассказала СМИ директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова.
По словам Семеновой, Минздрав РФ создает новый образовательный портал. Институты, имеющие государственную лицензию и аккредитацию, будут допущены к регистрации на портале без экспертной оценки, программы образовательных учреждений, предоставляющих услуги в рамках образовательного сертификата, будут отбираться с участием федерального фонда ОМС, оплачивающего эти услуги. Платные организации будут проходить экспертный отбор Минздрава и оценку профессионального сообщества.
Семенова, считает, что путь узкой специализации, принятый в России еще несколько лет назад, оказался непродуктивным. Эффективным представляется наличие нескольких крупных унифицированных специальностей, при этом индивидуальная «траектория» развития врача должна быть более мягкой, мультидисциплинарной.
Например, целесообразно перевести пять основных специальностей стоматологии на одну ключевую базу с последующим перепрофилированием, в том числе и через модуль профессиональной переподготовки в рамках непрерывного медицинского образования.
С проблемой переизбытка специалистов некоторых специальностей должна справиться первичная аккредитация – профессиональная аттестация выпускников. В этом году под первичную аккредитацию попадают провизоры и стоматологии. Все молодые специалисты должны будут пройти ее, независимо от того, в каком направлении он намерены развиваться. В частности, аккредитация будет обязательным условием поступления в интернатуру, ординатуру и для работы в первичном звене.
В дальнейшем, сказала Семенова, необходимо добиться такого положения, чтобы свидетельство об аккредитации стало персональным ID медицинского работника с занесением его в единую базу — федеральный регистр медицинских работников. Кроме того, необходимо прописать норму, при которой отсутствие аккредитации станет основанием для приостановления индивидуального допуска к медицинской деятельности.
Первичная специализация, продолжила Семенова, в обязательном порядке содержит теоретическое тестовое задание. В течение двух лет профессиональное сообщество предлагало различные варианты таких заданий, однако они относились к разным уровням подготовки и в таком виде не отвечали поставленным задачам. Поэтому усилиями независимых специалистов все тесты были приведены к группе А — самому простому варианту тестирования, когда на каждый вопрос существуют лишь четыре варианта ответов. В настоящее время на сайте методического центра реализована возможность репетиционного экзамена, причем количество попыток прохождения тренировочных тестов не ограниченно, при этом в репетиционном блоке будет представлена полная база вопросов теоретической части.
Вторым этапом аккредитации является общеклинический структурированный экзамен, который пройдет на базе станций, описанных в единых чек-листах. Экзамен будет делиться на две группы. Первая группа —проверка общеклинических навыков, которыми должен владеть любой специалист. Вторая группа — мониторинг практических умений по специаильности.
Третья часть аккредитации — клинические кейсы, описания случаев, на основании которых молодой специалист должен определить характер заболеваний и разработать стратегию лечения. Такие случаи также будут опубликованы на сайте методического центра, и, хотя их описания не будут исчерпывающими, в целом они будут информативны для понимания характера заданий.
В связи с необходимостью определения охвата аккредитации, Минздрав направил в образовательные учреждения серию запросов относительно количества выпускников и представителей профессорско-преподавательского состава, желающих принять участие в работе, так как члены комиссии должны пройти соответствующую подготовку. Если Минздрав оперативно получит ответы на свои запросы, то уже в апреле сложится четкое понимание, где и как пройдет аккредитация 2016 года.
При адекватном материально-техническом обеспечении свои площадки для аккредитации предоставят профильные вузы. В состав независимой аккредитационной комиссии войдут представители профессионально-образовательного сообщества и потенциальные работодатели, в том числе из негосударственных сетей. Окончательное утверждение аккредитационной комиссии возложено на Министерство здравоохранения РФ с учетом рекомендаций вузов, причем профессиональным сообществом предложено не включать в комиссию педагога из вуза, выпускающего данного специалиста.
Если материально-техническое оснащение не позволяет вузу проводить аккредитационные мероприятия, площадку предоставит Минздрав. Если условий для сдачи нет во всех образовательных организациях региона, аккредитация будет проводиться с использованием мощностей соответствующих медицинских организаций других субъектов.
Государственные экзамены и аккредитация, сказала Семенова, могут проходить одновременно, но они не должны быть совмещены, так как ГИА проводится по требованиям ВУЗа, но аккредитация проходит по стандартизированным единым требованиям Минздрава, при этом контроль и надзор за ее проведением осуществляют не образовательные структуры, а территориальные органы Росздравнадзора. Процедура ГИА регламентирована нормативными документами, процедура аккредитации проводится аккредитационной комиссией со сдачей протоколов непосредственно в Минздрав и полным контролем всех ее этапов. В будущем, продолжила Семенова, когда качество образования достигнет соответствующего уровня, ГИА и аккредитация будут проходить слитно, однако не по регламенту ГИА, а по стандартам независимой аккредитации.
Глобальное различие аккредитации и диплома об образовании в том, пояснила она, что аккредитация медицинского специалиста проходит далеко не по всем образовательным программам, то есть рамки диплома намного шире, чем рамки профессиональной аттестации. «Диплом говорит о том, что специалист прошел программу государственного образовательного стандарта. Аккредитация указывает на то, что этот человек способен осуществлять трудовые функции, которые перечисленные в профессиональном стандарте. Аккредитация — это переход на систему непрерывного медицинского образования, где каждый выбирает свою образовательную траекторию. Кроме того, здесь зачитываются соответствующие образовательные мероприятии в рамках форума или конгресса. Это значит, что через пять лет, накопив всю свою образовательную активность, специалист имеет возможность пройти дальнейшую аккредитацию и, показав свое профессиональное и образовательное портфолио, подтвердить свое право работать по выбранной специальности», — рассказала Татьяна Семенова.
Источник: РИА «АМИ»